Картины Алевтины Пыжовой
ГлавнаяБиографияГалерея
Галерея

Биография


Алевтина Пыжова с кошкой Люсей. 2000

Наши представления о романтическом образе жизни проецируются, как правило, на природу. Во всяком случае, освещенные заходящим солнцем дубравы, или высокие горы вдалеке, или берег моря с пенной кромкой прибоя должны присутствовать в разговорах о неком человеке, жизнь которого уникальна, а чувства сильны и необыкновенны. Труднее вообразить себе романтическую душу в небольшой московской квартирке на последнем этаже дома в районе Сухаревки.

В прошлом здесь было много мастерских художников, и кто-то рассказывал мне, что этот исторический район, знаменитый своим блошиным рынком, который так и назывался - Сухаревка, величали также и московским Монмартром. Я и сама бывала в мастерских, расположенных в начале Большой Спасской улицы, кажется, у Льва Табенкина и еще кое-кого.

Но это было давно. Сейчас всё перестраивается, а героиня нашего рассказа живет в обычном жилом доме, который лишь благодаря ее романтическому воображению превратился то ли в утолок Эдема, то ли в площадку постоянно действующего пикета.


Зинаида Анатольевна и Дмитрий Михайлович Закуреновы - родители А. Пыжовой. 1934


А. Пыжова с дочерью Ольгой. 1973

Речь идет об Алевтине Пыжовой. Познакомились мы благодаря моим контактам с телевидением, которые я осуществляла как куратор первой тогда в Москве галереи наивного искусства «Дар». В начале 1990-х годов, воодушевлённая открывшимися возможностями самовыражения, я немало сил приложила для пропаганды наивного искусства, устраивая одну за другой выставки наивных художников и рассказывая о них по телевидению. В какой-то момент родилась идея провести телевизионный конкурс для всех самоучек. О нём я объявила по государственному российскому телевидению. Письма с фотографиями посыпались со всех концов страны. Увы, они принесли разочарование: никакого таланта открыть не удалось. И лишь одно письмо — без всякой фотографии — содержало рассказ о себе и приглашение в гости.

Это было письмо от Пыжовой, которая жила в пятнадцати минутах ходьбы от меня, тогда обитавшей на Большой Спасской улице. Еще не видя картин, я поняла, что победитель конкурса найден.

Алевтина Дмитриевна Пыжова - москвичка. Она родилась в 1936 году в семье военнослужащих, которые работали в системе Министерства внутренних дел. Сколько себя помнит, с малых лет что-то рисовала: четырехлетняя девчушка, гуляя по двору, всем детским забавам предпочитала рисование прутиком на песке. В школе её способности были замечены, и ученицу Пыжову назначили главным художником стенной печати. Школьную форму со знаками отличия — тремя желтыми лычками на правом рукаве — носила с гордостью.

Неудачей окончилась попытка Пыжовой поступить после окончания школы в Художественное училище имени 1905 года. «Художник не может быть с необъёмным зрением», — сказали ей. Дело в том, что Алевтина Дмитриевна родилась с пороком сердца и невидящим левым глазом. Пришлось идти на административную работу. Потом замужество, рождение дочери.

В редко выпадавшее свободное время вышивала гладью, преимущественно картины, вырезала маски, фигурки людей и животных, расписывала подносы, шила лоскутные одеяла, делала куклы и детские игрушки. И где бы ни работала (а последние предпенсиопные годы были отданы административной работе в кинотеатрах «Огонёк», «Новороссийск», «Уран»), всегда мечтала о выходе па пенсию — ведь тогда можно будет спокойно и не торопясь заниматься любимым художественным творчеством.

Живописью Алевтина Дмитриевна занимается с 199! года. Несмотря на показное мужененавистничество, любовная и даже эротическая тематика занимает одно из главных мест в её творчестве. Хороши и её изображения животных с человечески выразительными мордами. Пышный лес отдалённо напомнит произведения Анри Руссо. Интересны картины с изображениями персонажей индийской мифологии. Яркие работы антикоммунистической направленности изображают Ленина и Сталина как злодеев. Большинство картин проникнуты экспрессией и давящей психической энергией, но некоторые, наоборот, наполнены тихим и прозрачным чувством, психологизмом. Журнальная графика и мультипликация представляются наиболее вероятными источниками живописной манеры художницы.


А. Пыжова с её куклами. 2003

Всё творчество Пыжовой рождено подъемом духовных сил и ощущением внутреннего освобождения, которое многие испытали после перестройки. Тематика её картин в иные доперестроечные годы, особенно во времени, когда в стране активно развивалось самодеятельное творчество, была бы невозможна, запрещена. В России, как известно, ещё недавно вслух произносились крылатые слова «у нас нет секса». Нельзя было покушаться и на «иконы» — Ленина и Сталина. А именно эти две области стали излюбленными для Пыжовой.

Об индивидуальности и оригинальности творческого метода художницы свидетельствуют также и многие портреты, и редкие в её творчестве городские пейзажи, и произведения визионерского характера.

Многие картины раннего этапа творчества были выполнены на фанере и кусках старого оргалита, с дырками, сломанными углами. Они писались красками, составленные ею самой на водной основе. Поэтому красочная поверхность, как правило, отличалась матовостью и шероховатостью. В дальнейшем и стиль, и художественные материалы совершенствовались. Художница стала работать маслом, преимущественно по холсту.

Истоки образной системы Пыжовой, если употреблять научный искусствоведческий термин, лежат в той довольно неопределённой области, которая обозначается термином «городской фольклор». О нём напомнят и русалочки, и пейзажи с лебедями, ведущие свою родословную от народных рыночных «ковриков». Картины, где изображается магазин, обед в больнице (жанры, весьма типичные для наивного искусства) — редкие для Пыжовой, вообще к реализму не склонной. Вот джунгли, розовые пантеры, целующиеся динозавры — это ее подлинная стихия. Здесь она полноправная наследница Анри Руссо, по не из подражания, а по родству душ. Экзотика как тема боевиков и триллеров по-своему претворяется художницей: любое чудовище на её полотнах всё равно смотрит добрым человечьим глазом.

Жизнь Алевтины Дмитриевны полноценна и полнокровна. Трудно поверить в её нездоровье и представить, что она редко выбирается из дома куда-нибудь на выставку. Её окружают любящие близкие — дочь Ольга, внук Стас и внучка Кира, которая уже замужем и сама растит ребёнка.

За более чем десятилетнюю дружбу с художницей я ни разу не слышала, чтобы она пожаловалась на жизнь, а ведь девяностые годы были периодом испытаний для многих людей. Она никому не завидует, ни о ком дурного слова не скажет. На современном сленге это означает «обладает позитивным мышлением». Этот позитив Алевтина Пыжова, человек яркого темперамента и активной жизненной позиции, вклады-вает в свои произведения, которые привлекают зрителей независимо от их возраста или степени художественной подготовленности.

К. Богемская,
доктор искусствоведения

Групповые и персональные выставки

1999

«Пушкинские образы в творчестве наивных художников России»,
Музей наивного искусства, Псков – Череповец – Котлас – Киров – Москва – Канны - Мурманск - Владимир -Александров - Иваново


Внучка Кира, сестра Людмила и Алевтина Пыжова. 1998

2000

персональная выставка
в редакции газеты «Новая газета», Москва

2001

«И увидел я новое небо»,
Музей наивного искусства, Москва-Вологда

«Ах, этот образ вдохновенный»,
Музей наивного искусства, Москва

2002

персональная выставка «Озорные картинки»,
Музей наивного искусства, Москва

персональная выставка «Лидеры и супостаты»,
галерея «Дар», Москва

2003

«Я люблю тебя жизнь»,
Галерея на Солянке, Москва, Братислава, Словакия

«Любовь и творчество неразделимо»,
Прага, Чешская Республика




Скульптуры из дерева работы А.Пыжовой. 1990 Wooden sculptures by A. Pyzhova. 1990

2004

«Из новых поступлений»,
Музей наивного искусства, Москва

«Мир, в котором я живу»,
Выставочный зал в Печатниках, Москва, Рига, Латвия

«Фестнаив-04»
Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров, Музей наивного искусства, Москва

Артвыставка,
Спорткомплекс «Динамо», Москва

2005

«Говорю, значит живу»,
«Галерея на Солянке», Москва

«Ретро СССР»,
Выставочный зал «Т-модуль» в Торговом центре на Тишинке, Москва

«Увлечён — значит силён»,
Выставочный зал в Тушино, Москва

2006

Юбилейная персональная выставка,
Музей наивного искусства, Москва